«Москва – Третий Рим»


                              «Москва – Третий Рим»

Наша древняя столица манит к себе золотыми куполами с крестами, уходящими в небо, колокольным звоном, плывущим над суетой. Москва  —  центр русской соборности во все времена —  даже тогда, когда официальной столицей был ориентированный на Запад Петербург! Сколько названий сменил некогда блистательный Петербург – а Москва собою осталась. Да и старше она своей постоянной «соперницы» более, чем на пять веков. Даже возомнивший себя властителем мира Наполеон рвался не к официальной столице,  а к сердцу России – к сердцу Православия – и «напрасно ждал…Москвы коленопреклонённой с ключами Старого Кремля». И увидел «великий завоеватель»                        над Москвою Небесное Воинство во главе с Преподобным Сергием Радонежским — и понял, что в сердце Святой Православной Руси сражается и Воинство Небесное.

       «Всe вынесут кремлевские бока» — эти слова М.И.Цветаевой – истинно московского поэта  прозвучали пророчески. «Вынесли» и в 1812г., и в 1941.

   Наш великий соотечественник – славянофил, поэт, философ и публицист Алексей Степанович Хомяков, прах которого покоился в самом древнем московском монастыре – Свято-Даниловом (пока наших великих соотечественников не «потревожили в вечном сне» пришедшие к власти бесы)  впервые определил понятие «Соборность»  как духовное единство людей.  Конечно, это —  нравственный принцип жизни всей России, каждого порядочного человека, когда в единстве каждый несёт личную, духовную ответственность за свои поступки, за свой образ жизни.  Неслучайно было такое понятие —  «Московское благочестие». («Петербургского» не было).

   «Два Рима пали, Третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не быти» — сказал старец Псково-Печёрского монастыря  Филофей в очень непростое  для Руси время. Именно «Московское Царство» — без Москвы нет и России. Эти пророческие слова спустя почти четыре века процитировал в своей книге «Византизм и Росси» один из тех, для кого благочестие москвича и человека из профессорской семьи было не пустым звуком, — философ и поэт В.С.Соловьёв, остро ощущающий грядущую трагедию России. Сам он и ещё трое из этой замечательной московской профессорской семьи – отец С.М.Соловьёв – знаменитый историк, старший брат Вс.С. Соловьёв – писатель и П.С. Соловьёва – поэт Серебряного века – похоронены в некрополе Новодевичьего Монастыря. Это уже говорит само за себя и разъяснений не требует.

    «Вековечный ритм труда и молитвы России», — слова эти принадлежат удивительному русскому мыслителю – тоже потомственному москвичу — Ивану Александровичу Ильину,  как и мысли об «овнутрении» и любви, без которых не может быть христианской культуры; о том, что истинная национальная культура – это «гимн Творцу» или «духовная симфония»; об «умении иметь царя»; о том, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное». Из Москвы в Петербург доставят его в 1922г. под конвоем, чтобы навсегда выслать из России. (Слава Богу, что не расстреляли, как изначально планировали).

 «Вековечный ритм труда и молитвы России» так отозвался он о повести, возродившей образ Святой Руси в непростом, если говорить о духовном состоянии людей, 19-ом веке. Повесть эта с библейским названием «Лето Господне», известная ныне во многих странах, тоже была создана тем, кто родился и вырос в древней нашей Златоглавой Столице, потомком известочного московского  благочестивого купеческого рода — И.С.Шмелёвым.

      «Отец смотрит на Москву долго – долго. И будто говорит сам с собой:  — А там …Донской монастырь, розовый…А вон, Казанская наша… а то – Данилов… Симонов… Сухарева башня…Подходит Горкин, и начинают оба показывать друг дружке. А Крынкин гудит над ними. Я сую между ними голову, смотрю на Москву и слушаю… — А Кремль-то наш…ах хорош! – говорит отец, — Успенский,  Архангельский…А где же Чудов?… Что-то не различу…  А отец всё на Москву любуется… И вижу я – губы у него шепчут, шепчут… — и будто вспоминает что-то…задумался. И вдруг, —  вычитывать стал стишки! Любимые мои стишки. Я их из хрестоматии вычитывал, а он – без книжки! И всё, сколько написано, длинные — длинные стишки. Так всё и вычитал, не запнулся даже… Я шепотком повторял  за ним и всё-таки сбивался… В первый раз я слышал, чтобы он говорил стишки. Он любил насвистывать  и напевать песенки, напевал молитвы, заставлял меня читать ему басни и стишки, но сам никогда не сказывал.           А теперь на Воробьёвке, на высоте, над раскинувшейся в тумане красавицей – Москвой нашей, вдруг начал сказывать…. – и как же хорошо сказывал!  С такой лаской и радостью, что в груди у меня забилось, и в глазах стало горячо». Наверное, так думать и чувствовать может только тот, кто кровно, «корневой системой» связан с «сердцем нашей Родины». (У незаслуженно забытого гимна России на музыку М.И.Глинки есть слова «Здравствуй, Древняя Столица – Сердце Родины – Москва…» —  комментарии не нужны).

  И.С.Шмелёву принадлежат и горькие слова, приведённые выше, о «потревоженных в вечном сне».

А вот и написанные им в вынужденной разлуке с Родиной незадолго до конца жизни слова, о том, чем жива Москва, а вместе с ней и вся Россия, все люди русские.

   «Москва стоит живая. Чем держится? Не сказать ли народным словом «Николай — Угодником» держится? Не под незримым ли  Покровом – Омофором ? Услышаны ночные перекликанья стражи с кремлёвских стен: «Пресвятая Богородица, спаси нас!…» — Преподобный Отче Сергие,  моли Бога о нас!…»

Чем же она стояла эти века нашествий, пожаров, ига? Летописцы, мыслители, поэты … — по сие время раскрывают это чудо – стояние. После всего, что творилось с Москвой в эти восемь веков,  — кажется. И следа не должно бы уцелеть на этом открытом месте, на этом пересечении ста дорог! А Москва всё стоит и ширится. Не только стоит, а явила миру новое чудо бытия: отбила нашествие западных «монголов», повергла их и раздавила в прах. Откуда это чудо? Откуда все чудеса минувшего: от Веры, от русского хотенья, от исконного нашего инстинкта – быть, свершать данное нам в удел. Это не объяснить словами: это от недр, подспудное, дремлющее в неясной грёзе, и, вдруг, в  страшный урочный час, взрывающее свой спуд стихийно. Эта сила являет себя в водительстве русских Святых Угодников; толкуется мудрецами, русской мыслью и русским чувством; Вскрывается вдохновением поэтов. Это – стихийное, «русский дух», никем ещё неосознанный. Это хранило и сохранило Москву – Россию для нас, — для человечества, может быть. Так вещают духовные водители России, истолкователи российского удела. Этим  путём, ищущим вечного, нетленного, вели русский народ его святые, давая собой пример. И народ шёл за ним, сердцем, бессознательно чувствуя величие удела, взыскуя Града».  (Статья «800 – летие Москвы»).

В гимназии будущего писателя учил дядя М.И.Цветаевой – брат её знаменитого отца.

Какое удивительное переплетение судеб, жизненных путей.

        Так же ощущал свою причастность «Граду» и выросший в московской княжеской семье Е.Н.Трубецкой. Его известные всей Москве, да и не только, «Три очерка о русской иконе» — прежде всего впечатление детства  —  прогулок вместе с мамой в Кремле.

    «При взгляде на наш московский «Иван Великий» кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою; а многоглавые кремлёвские соборы и многоглавые церкви суть как бы огромные многосвешники. И не одни только золотые главы выражают собою идею этого молитвенного подъёма. Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город, со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется, что он весь горит многоцветными огнями. А когда эти огни мерцают издали среди необозримых снежных  полей, они манят к себе как дальнее потустороннее видение града Божьего». (Понятно, почему отрекшиеся от Бога и совести большевики обстреливали именно Кремль, а потом наша Главная Святыня была на долгие годы закрыта, и православные люди были от неё отлучены).

         Москва, как написал в своём знаменитом стихотворении «Пожар Москвы» Н.М.Шатров, — «Спасительница царств». Москва – «самый справедливый город земли», — эти слова прозвучали  много лет спустя в песне к фильму «Битва за Москву».

И нельзя забывать, что столица – понятие отнюдь не только географическое, а прежде всего духовное.

   

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и Вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы —

Неоспоримо первенство Москвы.

— И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

 

Думаю, совершенно очевидно, что строки эти, написанные М.И.Цветаевой сто лет назад, вне времени. А потому преемственность, непрерывная связь времён и причастность Вечному лежит в основе музыкально-литературной композиции «Москва – Третий Рим», посвящённой 870-летию Древней Столицы Нашей Родины.

Литературно-музыкальная композиция  проводилась в актовом зале МКТП 26 октября 2017 года. В проведении её участвовали студенты групп: ТУ-11, ТСС-11, ТИ-11, ТИ-12.

Все участники серьёзно подошли к подготовке и очень  неплохо читали. Тема обязывает!

Ведущий – преподаватель словесности Гайкова Нина Николаевна.

В техническом оформлении помогали члены студенческого совета.

 

Студенты — участники литературно-музыкальной композиции

                      «Москва – Третий Рим».          

  1.  Кравец К.  ТУ-11  
  2.  Чумаков Е.  ТУ-11  
  3. Ряховский Н.  ТУ-11
  4. Мартинес Д.   ТУ-11
  5.  Грицов Е.  ТУ-11  
  6. Заверняев А.  ТУ-11  
  7. Сытник Д.   ТУ-11
  8. Акимов А.  ТУ-11
  9. Александров М.  ТУ-11
  10. Кулинка А.   ТСС-11
  11. Варнавских Д.  ТСС-11
  12. Луцеин В.   ТСС-11
  13. Евланов М.  ТСС-11
  14. Панфилов П.  ТСС-11
  15. Дышлевич Е. ТСС-11
  16. Кирейтов А.   ТСС-11
  17. Козик Е.         ТСС-11
  18. Хрипанцев Н  ТСС-11
  19. Дубровская Е.  ТИ-11
  20. Литашова А.  ТИ-11
  21. Кривченко О.  ТИ-11
  22. Завьялова Р.   ТИ-11
  23. Илюхина М.   ТИ-11
  24. Щёголева Л.   ТИ-11
  25. Кушинкова П.  ТИ-11
  26.  Бобылева В.    ТИ-11